воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Заметки историка: Церковь Святого Николая (Демре/Мира)

В Турции в наше время побывали многие, поэтому рассказом об экскурсии Демре (Миры) - Кекова вряд ли кого-то можно удивить. Но все же...
Приезжая куда-то на отдых мы выбираем как будем отдыхать: валяться на пляже, заниматься экстремальными видами спорта, веселиться в ночных клубах или ходить на экскурсии... Я, если честно, занимаюсь всем по чуть-чуть. Но обойтись без исторических экскурсий ну никак не могу! 
Итак, предыстория. Ко времени моей поездки в Турцию университет я уже закончила, а училась я на факультете теологии и мировых культур, соответственно представление о Николае Мирликийском было сформировано достаточно четкое, но сухое, книжное. Николай Чудотворец является по истине народным святым, заступником моряков и купцов, а в европейской традиции представлен в образе Санта Клауса. И чудеса у меня ассоциируются прежде всего с ним.
О жизни Св. Николая помнила я о том, что он был епископом города Миры в Ликии, а вот где это находилось - даже не задумывалась. И каково было мое удивление, когда я услышала это название от уличных "торговцев экскурсиями". 25$, несколько десятков километров по серпантину и мы на месте. Первое впечатление довольно сумбурное. Прислушаться к ощущениям, почувствовать древность и таинственность места не удается, потому что вокруг снуют толпы туристов, затаптывающих исторические ценности. Послушав пару минут гида, я поняла, что ничего нового от него не услышу, и решила, что важнее для меня насмотреться, начувстоваться.
Сам городок естественно только и живет тем, что некогда здесь жил и служил Николай Чудотворец: Санта-Клаус на главной площади, церковная лавка, бесконечные сувенирные магазинчики, ну и конечно же Церковь Святого Николая, ныне музей.
Церковь была построена в IV веке, но была разрушена землетрясением. На ее месте возвели базилику, которая была уничтожена арабами в VII веке. В VIII веке было построено современное здание. Время, воды и грязи реки Мирос постепенно разрушали и это здание. В середине XIX века русский путешественник А.Н. Муравьев посетил развалины храма и задумал восстановить церковь, сделать ее центром паломничества православных христиан. По дозволению Святейшего Синода некоторое время даже осуществлялся сбор средств, но в начале XX века задумка показалась бесперспективной и собранные деньги пошли на строительство храма Св.Николая в Бари (Италия).
Во время моего посещения Церковь находилась на реконструкции, длившейся не один год (и продолжающейся). Внешне она действительно похожа на развалины и составить цельное представление о ней невозможно, находясь снаружи. Обзору мешают все те же туристы и строительные леса. Но как только ты заходишь внутрь церкви - ощущения тут же меняются, атмосфера древности, многовековой истории тут же окутывает тебя. Храм представляет собой базилику в форме креста, с большим центральным помещением с высоченным сводом и комнатками по бокам. 
В южном нефе церкви расположен саркофаг, в котором изначально хранились мощи Св.Николая. Но в XI веке они были похищены и вывезены все в тот же итальянский городок Бари, где до сих пор и находятся. Но отсутствие мощей в саркофаге не делает чудодейственную силу его слабее для людей, приходящих сюда за помощью, молящих о чуде. Кажется, даже самый закоренелый скептик, не может пройти мимо, не прикоснувшись к саркофагу с закрытыми глазами и бормоча себе под нос сокровенные слова. Я тоже загадала желание. Сбылось:) 

Удивительной красоты лепнина во внутреннем дворике, фрагменты фресок XI-XII веков, мозаичный пол никого не оставляют равнодушным. Воображение само восстанавливает разрушенные элементы интерьера храма и рисует потрясающую цельную картину. Несмотря на множество туристов и жару на улице в храме просторно, свежо и легко дышится, а еще там удивительно спокойно и умиротворенно. Может Св.Николай сам заботится о сохранении покоя в этом чудесном месте.

2 комментария:

  1. Меня зовут Текер, родился и вырос я в городе Анкара, на данный момент живу в России. Мне очень понравилась Ваша статья про Церковь Святого Николая. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. А Вам спасибо за отзыв. В Анкаре может тоже когда-нибудь побываю.

    ОтветитьУдалить